[:ru]При средних и больших оборотах двигателя электрический ток идет от динамо к аккумулятору. При малом числе оборотов двигателя напряжение на клеммах динамо-машины меньше напряжения аккумулятора, а поэтому электрический ток пойдет из аккумулятора в динамо-машину, отчего аккумулятор может разрядиться и обмотка якоря сгореть. Во избежание такого явления все автомобильные динамо снабжаются автоматическим выключателем, называемым реле, который соединяет цепь только тогда, когда напряжение динамо-машины больше напряжения аккумулятора, и разъединяет цепь, когда напряжение в аккумуляторе будет больше, чем в динамо.
При работе динамо ток поступает в обмотку реле, состоящую из 2 обмоток: толстой и тонкой. Для прохождения тока в аккумулятор он должен пройти по толстой обмотке через контакты и далее через рычаг в аккумулятор. На рычаг действует пружина, которая оттягивает его от сердечника. При малом числе оборотов, когда динамо дает малое напряжение, ток малой силы проходит по тонкой обмотке и не в состоянии намагнитить сердечник, который притянул бы рычаг. С нарастанием оборотов динамо напряжение и сила тока в тонкой обмотке увеличиваются, отчего и достаточно намагничивается сердечник, который в состоянии притянуть рычаг. Вследствие этого рычаг замкнет цепь динамо с аккумулятором.
В этом случае ток пойдет из динамо в аккумулятор. Ток, проходящий в толстой обмотке того же направления, еще больше увеличивает притяжение рычага. Как только динамо уменьшит обороты, вследствие чего напряжение может оказаться в аккумуляторе больше, чем в динамо, тогда ток пойдет обратно из аккумулятора по толстой обмотке. Движение тока в обратном направлении моментально размагнитит сердечник, отчего рычаг при помощи пружин разомкнет контакты и тем самым не даст току идти из аккумулятора. Параллельно проводу динамо и аккумулятора включена контрольная лампочка, которая при разомкнутых контактах загорается и при замкнутых тушится. Иногда в сеть включается амперметр, по которому также можно определять зарядку или разрядку аккумулятора.[:]