[:ru]
Реализация мер по предотвращению и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов
является важным аспектом устойчивого развития железнодорожного транспорта. Аварии разливов нефти являются наиболее опасными. Они сопровождаются значительным загрязнением всех объектов окружающей среды. Изучение и разработка технологий локализации и очистки нефти от таких аварий является важной проблемой охраны окружающей среды в современных условиях развития железнодорожного транспорта.
Цель: повысить эффективность традиционных методов ликвидации разливов нефти и разработать новые технологии очистки, адаптированные к реальным условиям железнодорожного транспорта Украины.
Методы. Для достижения целей исследования был использован анализ материальных потоков, характерных для мест возникновения и локализации разливов нефти на железных дорогах.
Результаты: Анализ типовой технологической схемы ликвидации разливов нефти показал, что наиболее сложной задачей эффективной очистки поверхностей является своевременная доставка нефтяных сорбентов и специального оборудования в зону локализации разливов. Общая эффективность работ по ликвидации определяет время от начала контакта опасных грузов с объектами окружающей среды до их поглощения в структуре сорбента. Нами была разработана технологическая схема ликвидации разливов нефти. Эта схема обеспечивает постоянный и быстрый доступ сорбентов в зону локализации разливов нефти. Было предложено устройство, позволяющее транспортировать сорбент в сорбционные боны непосредственно на резервуаре для транспортировки нефтепродуктов.
Выводы: Превентивное накопление сорбентов для ликвидации разливов нефти в зоне локализации обеспечивает организационную и эксплуатационную простоту всех этапов технологии очистки. Технико-экономическая оценка показывает, что предлагаемая технология эффективна, технологически осуществима и экономически конкурентоспособна.
[:]