[:ru]Коленчатый вал воспринимает прямолинейное движение поршня через шатун и преобразовывает это движение во вращательное.
Конструкция коленчатого вала зависит от числа и расположения цилиндров. Кривошипы коленчатого вала в шестицилиндровом двигателе расположены попарно под углом 120°.
Коренные и шатунные шейки связаны между собою щеками. На переднем конце вала крепится шестерня, имеющая некоторое число зубьев, а на другом — маховик.
Коленчатый вал своими коренными шейками покоится на семи подвесных коренных подшипниках, установленных в верхней половине картера. В картере имеются специальные выемки, куда и вставляются бронзовые вкладыши, залитые баббитом.
Снизу коленчатый вал прижимается крышками, которые привертываются болтами к верхней половине картера. Крышки подшипника залиты баббитом непосредственно на тело подшипника.
Материалом для коленчатого вала служит сталь; механической обработке подвергаются только коренные и шатунные шейки.
Маховик служит для того, чтобы уменьшить неравномерное вращение коленчатого вала. Во время работы двигателя коленчатый вал получает толчки от вспышек в цилиндрах, которые и создают неравномерность вращения коленчатого вала. Кроме того, маховик способствует преодолению компрессии в цилиндрах и более легкому проворачиванию коленчатого вала при пуске двигателя в ход.
Маховик делается из серого чугуна.
В теле маховика сделана цилиндрическая выточка, в которой помещается механизм сцепления, а на обод напрессовывается зубчатый венец для заводки от стартера двигателя.[:]