[:ru]Закон «О рекламе» может лишить работы 200–300 тысяч человек[:]

[:ru]ЧИСЛО российских компаний – ресторанов, кафе, химчисток, магазинов, производителей продуктов питания и даже небольших банков, продвигающих свои услуги и товары к потребителям с помощью современной наружной рекламы – может резко сократиться. Найти агентства, предлагающие изготовить и разместить в бойких местах недорогие рекламные щиты, плакаты-указатели, скоро будет невозможно. «Лавочку», в которой свыше двадцати лет правил бал малый бизнес, прикрывают ради более крупных игроков, в сети к которым теперь будут уходить все заказы. Втридорога. В этом случае заказчикам придётся либо проститься с наружной рекламой, переместившись в Интернет, либо – чтобы сохранить своё «лицо» на улицах и площадях, автомобильных трассах и в пешеходных зонах, – самим повысить цены на продукты и услуги, разделив таким образом рекламные издержки с потребителями.

Положение в сфере наружной рекламы ухудшилось два месяца назад, когда в федеральный закон были внесены поправки, позволяющие местной власти устанавливать собственные правила игры на этом специфическом рынке. Интересы малых и средних компаний не учли. Лоббистам в Думе не смогли противостоять ни общественная предпринимательская организация «Опора России», ни Федеральная антимонопольная служба [ФАС], изначально обращавшие внимание на важный нюанс. В итоге сегодня власть пошла своим путём. В столичном регионе объявляются аукционы на размещение конструкций в соответствии с новыми схемами организации наружной рекламы.

В Москве, например, уже известно, стартовая стоимость одного лота составит не менее 500 млн рублей. Чтобы поучаствовать в конкурсе, надо будет бороться за не менее три лота – на полтора миллиарда рублей. Против 200 тысяч пять лет назад, когда был другой, более щадящий порядок допуска на рынок. Плюс 250 млн рублей залога за участие в аукционе. Всё это станет непреодолимым барьером для любой из малых рекламных компаний, особенно новых.

Вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин считает, что основная цель – увеличить сборы в бюджет. Однако не факт, что, зачищая здоровый до сих пор рынок от многочисленных конкурентов в угоду «крупняку» – трём-пяти монополистам, эта задача будет решена. «Если бы было много мелких лотов, а торги проводились массово, и соответственно выше цена, то суммарно город бы больше выиграл, чем от платежей 5–7 фирм. К тому же при таком скромном числе участников аукциона очень высока вероятность того, что они меж собой договорятся не отходить от стартовой стоимости», – объясняет он.

Вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин

По прогнозам предпринимателя Ирины Матысяк, в результате такой финансовой «зачистки» из 100 малых успешных компаний, с нуля раскрутивших в Москве свой бизнес 20 лет назад, имеющих стабильных заказчиков, выживут три-четыре конторы. Без работы в столице останутся более 50 тысяч человек. По России – 200–300 тысяч уволенных. А это недополученные налоги, в том числе на доходы физических лиц. Ситуация развивается стремительно. Большая часть ликвидируемых конструкций принадлежит мелким фирмам, имеющим 50–100 рекламных щитов.

В Подмосковье уже 20 тысяч рекламных конструкций оказались вне правового поля. Старым владельцам накануне новых аукционов предписано их демонтировать. Если они этого не сделают, то щиты ликвидируют «без суда и следствия». Ранее, до поправок к закону, – только по суду. Формально – истекли сроки договоров на эксплуатацию. Муниципалитеты при этом не продлевают разрешения. В итоге малые компании вынуждены останавливать работу. А это означает потенциальное банкротство даже при условии последующего возвращения к деятельности.

В Москве десятки малых предприятий отрасли получили предписания ускорить демонтаж нескольких тысяч рекламных объектов. Причина – несоответствие расположения ранее установленных конструкций новой схеме их размещения. «Её разработчиком официально выступил один из ключевых операторов – компания, представляющая интересы крупного иностранного медиа-холдинга», – рассказывает другой участник этого рынка.

Схожая ситуация в Казани, где по итогам аналогичных торгов рынок наружной рекламы монополизировали 4 крупных игрока. 30 малых фирм вынуждены свернуть деятельность, сократив более 1000 рабочих мест. Одновременно цены на услуги компаний-победителей выросли на 100–300%.

Роман Терехин, председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России: «Последствия очевидны – размещение рекламы у монополиста будет дорожать, а потому и всем заказчикам, продвигающим свои товары и услуги, придётся поднимать цены на продукцию. В итоге мы можем получить абсолютно закрытый для новых небольших компаний рынок – сначала в одной сфере, а затем и в остальных».

«Опора России» считает эту ситуацию критической и недопустимой. По словам вице-президента по аналитической деятельности организации Владислава Корочкина, из-за передела рынка увеличатся не только расценки на рекламные конструкции в два-четыре раза, но мелкие отечественные производители потеряют необходимый коммуникационный канал с потребителями.

«Рекламироваться будут курицы какой-нибудь крупной компании, фермер же, для которого достаточно одного щита, теперь его заказывать не пойдёт», – прогнозирует Корочкин. Это свидетельствует о снижении уровня конкуренции и фактической монополизации отдельно взятой отрасли. Кроме того, в перспективе большинство конструкций, в том числе при проведении выборов, фактически перейдёт под контроль иностранцев, не исключают в «Опоре».

К осенней сессии «Опора России» инициирует законодательные поправки в защиту интересов малого и среднего предпринимательства.

Должны быть установлены единые правила для рынка, а минимум 30% от лотов принадлежать малым и средним компаниям, считает Корочкин. Как прокомментировал замруководителя ФАС Андрей Кашеваров, ведомство готово поддержать эту позицию.

«При прохождении поправок к закону о рекламе мы предлагали вполне разумную меру – ввести квоту для малого бизнеса на торгах не менее 10%, при этом предоставить право субъектам увеличивать её. Но норма не прошла. А сейчас видны последствия – доля небольших компаний в отрасли сокращается», – поясняет Андрей Кашеваров.

Что касается данной ситуации, то, по словам замглавы ФАС, она сложная. «Каких-либо инструментов антимонопольного регулирования здесь нет: если в аукционах участвуют несколько пусть и крупных компаний, это считается достаточным для конкуренции. К стартовой цене тоже претензий предъявить не можем». Но руки ФАС не разводит. И предпримет ещё одну попытку восстановить малый бизнес в своих позициях. «Обеспокоенность за рекламный рынок – очень серьёзная», – сказал Кашеваров.[:]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *