[:ru]Шатун представляет собой стержень двутаврового сечения с головками на концах, поршень с коленчатым валом и тем самым передать усилие от поршня коленчатому валу. Верхняя головка шатуна обычно делается не разъемная; в зависимости же от крепления поршневого пальца делается разрезная или цельная.
Разрезная головка делается тогда, когда палец крепится в головке и свободно вращается в приливах поршня.
Цельная головка применяется тогда, когда палец крепится в поршне, а также цельная головка применяется в конструкциях с плавающим пальцем. В этих случаях в головку вставляют бронзовую втулку. Нижняя головка шатуна обхватывает шейку коленчатого вала, причем для удобства соединения она делается разъемной. Нижняя, съемная часть головки называется крышкой шатуна.
Для уменьшения трения и сохранения шеек коленчатого вала от быстрого износа в нижнюю головку шатуна ставят вкладыш, который заливают баббитом.
Последнее время очень часто применяют заливку баббитом непосредственно на тело самой головки. Делается это для того, чтобы облегчить нижнюю головку шатуна, и сделать сам подшипник жестче.
Недостаток такой конструкции выражается в том, что при ремонте подшипники с вкладышем легче заплавлять и протачивать.
Нижняя крышка соединяется с телом шатуна двумя болтами; чтобы болты не отвернулись, их обязательно шплинтуют. Для обеспечения возможности подтягивать подшипник, между стыками тела шатуна с крышкой ставятся две-три прокладки из листовой латуни толщиной 0,1—0,2 мм.
При небольшой разработке подшипника новая наплавка не делается, а вынимают прокладки, уменьшая тем самым зазор.
Для того чтобы вынуть прокладки, необходимо:
а) отнять нижний картер;
б) вынуть шплинты;
в) отвернуть гайки;
г) снять крышку шатуна, после чего вынимаются прокладки. При постановке крышки необходимо следить, чтобы метки на шатуне и метки на крышке совпадали, кроме того шатун соответствовал бы своей шейки вала.
В случае, если подшипник туго затянут, необходимо ставить прокладки. Если же подшипник затянут слабо, тогда необходимо прокладки снять. При этом нужно помнить, что шатунные болты всегда должны крепиться до отказа.
Затяжка подшипников должна быть такой, при которой коленчатый вал собранного двигателя проворачивался бы за рукоятку одним человеком.
При заливке подшипников баббитом необходимо предусмотреть прокладки. Толщина прокладок должна быть не больше установленной заводом для данного двигателя, в противном случае могут появиться стуки в цилиндрах, которые получаются вследствие повышения степени сжатия, либо вследствие ударов поршня о головку цилиндров.
После заливки баббитом подшипники растачиваются и пришабриваются к той шейке вала, с которой он будет работать. При пригонке подшипника к шейке вала шатун не должен перекашиваться.[:]